|
Волгоградская региональная федерация ушу |
||||
|
|||||
|
|||||
|
|
Ушу - боевое искусство Среди огромного разнообразия восточных единоборств, достаточно ярко красотой движений выделяется ушу, из-за чего большинство людей занимающихся другими боевыми искусствами моментально ставят на нем клеймо танцев, считая тао (формальные комплексы) бесполезной тратой времени. Давайте посмотрим насколько справедливо подобное отношение. Обратимся к истории: термин «УШУ» в переводе с китайского означает «боевая (воинская) техника (искусство)». Этот термин существует с начала XX века, в то время как раньше использовались другие термины: «цзин-цзи», «цзи-цяо», «цзи-юн», «цюань-шу», «цюань-юн», которые переводятся, соответственно, как «техника ударов», «техническое искусство», «герой техники», «кулачная техника», «кулачные герои». Последнее из этих названий (цюань-юн) - самое древнее, оно упоминается в «Книге песен» - «Ши-цзин», датируемой 11-12 веками до нашей эры. Данный экскурс в историю был призван показать, что ушу даже в своем названии и терминологии содержит указание именно на прикладной аспект (удары, кулачную технику, воинское искусство). Ушу с момента своего зарождения, прошло достаточно длительный путь и на сегодняшний день имеет многовековую историю. В самом Китае ушу развивалось по трем крупнейшим направлениям: уданское, эмейское, шаолиньское. Через некоторое время ушу постепенно стало распространятся и за пределами Китая. Так, некоторые мастера учили чужеземцев, которые, вернувшись на родину, открывали свои школы. Если разобраться, то такие боевые искусства, как карате, айкидо, вьет во дао, тхеквондо и многие другие берут свое начало именно из ушу. Тогда почему же учителя этих школ так яростно заявляют об уникальности школы, доказывая, что их техника самая лучшая, а метод преподавания единственно верный? Возьмем к примеру карате. Многие люди не знают, что до Гитина Фунакоси обозначение первого иероглифа было другим, и переводился он как «китайская», «Китай». Лишь в последствии когда началась широкомасштабная популяризация карате, оно стало именоваться «пустой рукой». Кроме того, многие борцы за «исключительность» своего стиля никогда не проводили сравнительный анализ техник. Так, можно однозначно утверждать, что тот, кто видел ката карате и тао нань-цюань поймет, что различие в них не столь существенно, каким его хотят видеть каратисты. Отдельные ката карате очень напоминают движения таких стилей ушу, как дуаньда, шаолинь- цюань, синь-и и некоторых других. Подобное положение вещей вполне естесственно, ведь все се это осталось от прародителей современного карате (серин и серей), которые в свою очередь берут начало из вышеперечисленных стилей ушу. Отличительной чертой японских школ перед китайскими являлось то, что техника была несколько упрощена, а взамен добавлено большее количество кумитэ (спарринговой работы). Все это, безусловно, сокращало процесс обучения, но наносило ущерб технике. Давайте посмотрим ситуацию с еще одной известной японской школой – Айкидо. Все основные технические элементы этого стиля единоборств были взяты из дзю-дзюду и айки-дзюду, в которых достиг успеха Морихеи Уэсиба. А ведь и дзю-дзюцу и айки-дзюцу самураев ведет свою историю из старинной китайской школы цинь-на (техники захватов и заломов). У каждой школы восточных единоборств на протяжении веков складывался упор на определенную технику боя, основатели школ отсекали все лишнее (как им казалось) и пытались развить тем самым определенную специализацию у школы: упор был на что-то одно, исходя из пристрастий отца основателя. Например, на работу ног, как в тхеквондо, а все остальное служило лишь вспомогательными элементами. Тхеквондо кстати, сформировалось на основе техник девяти разных корейских школ: Енмут-кван, Кандог-кван, Мудог-кван, Одог-кван, Санмуг-кван, Ханмуг-кван, Чидог-кван, Чханмуг-кван, Чхондог-кван. Всем очень хочется получить желаемый результат как можно быстрее, вот поэтому и порой уменьшается количество технических элементов, исчезают из практики формальные комплексы. Конечно, упрощение техники ведет к ускорению процесса обучения, но в то же время и снижает планку возможностей достижения высоких результатов. Посмотрите, например, на бокс - количество ударов и технических элементов ничтожно мало, зато с лихвой компенсируется спаррингом. Однако ни один боксер не способен показать того, что демонстрируют мастера ушу, находясь, порой в возрасте 60-70 лет. Именно в этом кроется непонимание многих «заморочек» восточных единоборств и возникают вопросы о наличии смысла в огромном техническом арсенале и необходимости изучения формальных комплексов (тао, пхумсэ, куэна, ката). Именно отсюда и появляется искаженное представление об ушу, как о неком танце. Подводя итог, хочется подчеркнуть, что в нашем распоряжении есть, доставшийся от предков огромный арсенал технических приемов и методов обучения, присущий ушу, которым надо распорядиться с умом. Нельзя отвергать даже какие-то части этого огромного наследия предков. Необходимо изо дня в день изучать все это, осмыслять, обогащаясь знаниями и обретая высокое мастерство. Азаров Ф.
|
|||
© 2005-2006 Все права защищены, любое использование материалов возможно только после получения согласия авторов проекта. Статьи, материалы Волгоградская региональная федерация ушу, оформление Дудин А.С.
|
|||||
|
|||||